Самые распространенные резервы, которые рассчитываются бухгалтером – это резервы на отпуск. Но мы сегодня поговорим о резервах на вознаграждения сотрудникам.
Чтобы рассчитать резервы в программе ЗУП 3.1, следует выполнить следующие шаги: • включить учет резервов; • настроить порядок расчета резервов; • начислить, проинвентаризировать и списать резерв; • отразить использование резерва; • сформировать отчет о движении резерва.
Теперь в программе ЗУП 3.1 реализован единый механизм учета резерва, который предназначен для того, чтобы учитывать: • резервы отпусков; • резервы на годовые премии; • резервы на выплату вознаграждения за выслугу лет.
Включаем учет резервов
Учет резервов – опциональный. Функционал включается в разделе "Настройка – Расчет зарплаты", флаг "Использовать резервы по оплате труда".
Настраиваем учет резервов
Настраивается учет резервов через учетную политику организации. Осуществляется переход в список настроек учета и расчета резервов.
Здесь непосредственно и осуществляется настройка порядка расчета. При создании новой настройки следует указать организацию, резерв и уточнить вид создаваемого резерва (отпуск, годовая премия и т.п.). В справочнике "Оценочные обязательства и резервы" (поле "Резерв") хранится список резервов, в разрезе которых ведется учет. Этот справочник участвует в обмене с программами регламентированного учета и служит аналитикой для формирования проводок по счету учета резервов. Подразумевается, что в справочнике для резервов каждого отдельного года требуется вводить новый элемент. Исключение – резервы отпусков, которые накапливаются непрерывно.
На закладке "Бухгалтерский учет" указывается порядок расчета для целей регламентированного учета. В первую очередь следует выбрать метод начисления резерва.
При нормативном методе требуется указать размер отчислений от фонда оплату труда и по ссылке "Расчетная база" настроить список начислений, от которых данный процент и будет рассчитываться.
В табличной части указываются начисления, которые планируется выплачивать за счет резервов.
Если резерв формируется и в налоговом учете, то на вкладке "Налоговый учет (по налогу на прибыль)" следует установить флажок "Формировать резерв" и указать предельную величину отчислений в резерв. Это размер отчислений именно того года, за который вводится настройка. Предельная величина используется только при начислении резерва в налоговом учете.
Более точный метод расчета резервов – метод, учитывающий правила вида расчета. Если выбрать его на вкладке "Бухгалтерский учет", то доступна более тонкая настройка порядка расчета.
В табличной части для вида расчета можно указать: • как вид расчета должен учитываться при начислении резерва – для всей организации, для конкретного подразделения или для позиции штатного расписания (настраиваются по ссылкам);
• задать или изменить формулу, по которой будет рассчитываться резерв (формула самого вида расчета останется неизменной);
• задать значения показателей, для которых установлен признак "Вводится при расчете, непосредственно в документе начисления".
На вкладке "Налоговый учет (по налогу на прибыль)" можно включить формирование резервов в налоговом учете, задать процент отчислений, настроить расчетную базу и задать предельную величину резерва.
Для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета можно воспользоваться вариантом расчета "По настройкам бухгалтерского учета". В этом случае расчет ежемесячной суммы отчислений будет производиться одинаково в бухгалтерском и налоговом учете. Однако задать предельную величину в налоговом учете все равно требуется.
Начисляем резервы
Для расчета резервов следует перейти в раздел "Зарплата – Бухучет – Резервы по оплате труда".
У документа расчета резервов 4 вида операции:
1. "Расчет" – регулярно вводимый документ для расчета текущей суммы отчислений в резерв. Расчет сумм резерва производится в соответствии с заданными настройками. Если в настройках был выбран метод "По правилам вида расчета" - то расчет будет произведен по заданным формулам с учетом выбранных показателей. 2. "Инвентаризация" – документ, который следует вводить в конце отчетного/налогового периода. Если в настройках был выбран метод "По правилам вида расчета" - то расчет будет произведен по формулам видов начислений, указанных при настройке. При этом изменения, внесенные в формулы – игнорируются. Производится расчет суммы резерва так, как если бы начисление рассчитывалось к выплате. Суммы резерва в налоговом учете в этом случае рассчитываются по правилам бухгалтерского учета. 3. "Списание" – следует вводить, если требуется только списать некую сумму из учета резервов (например, по уволенному сотруднику) или весь резерв полностью. Поддерживается заполнение остатками накопленных резервов. 4. "Корректировка" – следует вводить для исправления данных в учете.
Для работы с документом в шапке следует указать организация, месяц, резерв и нажать "Заполнить".
В документе 5 табличных частей: 1. Начисления – подробный расчет суммы резерва со всеми показателями. Доступно для видов операций "Расчет" и "Инвентаризация". 2. Взносы – расчет суммы взносов резерва. Доступно для видов операций "Расчет" и "Инвентаризация". 3. Расчет обязательств и резервов – расчет текущей суммы резерва для отражения в учете с учетом накопленных суммы и предельной величины. Доступно для видов операций "Расчет" и "Инвентаризация". 4. Обязательства и резервы по сотрудника – итоговые суммы для отражения в подсистеме учета резервов в разрезе отдельных сотрудников. Доступно для всех видов операций. 5. Обязательства и резервы текущего месяца – сводная сумма для отражения в учете. Это значение передается в программу регламентированного учета для отражения на счетах учета резервов. Доступно для всех видов операций.
Отражаем использование резерва в учете
После принятия решения о выплате премии в программе вводится соответствующий документ. После чего, в конце месяца формируется документ "Отражение зарплаты в бухучете". При заполнении документа анализируется, какие виды начислений были задействованы в текущем месяце и проверяет наличие настроек резервов для таких начислений. Если вид начисления включен в настройки резерва, то он отражается за счет этого резерва: в бухгалтерском учете в пределах накопленной суммы, в налоговом учете – за счет резерва. Для этого в документе добавлены колонки, по которым видно как именно в учете отражается резерв. Эти данные требуются для отражения в регламентированном учете.
Для отражения факта использования резерва в подсистеме учета резервов предназначена табличная часть "Выплата за счет резервов".
Формируем отчет
Посмотреть движения резервов можно отчетами "Остатки и обороты резервов" и "Резервы по сотрудникам" в разделе "Зарплата – Отчеты по зарплате".
Подразумевается, что в справочнике для резервов каждого отдельного года требуется вводить новый элемент. Исключение – резервы отпусков, которые накапливаются непрерывно.